Вчера         Сегодня          Завтра          Память   Литературная жизнь района

 

Культурная жизнь района      Храмы и церкви района

 

Экологическая карта Мариинско-Посадского района

 

 

Сюндюково деревня долгожителей.

◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘ ◘                   ◘ ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘  ◘   ◘  ◘  ◘  ◘  ◘

Немного истории.

Деревня Сюндюково – расположена на правом берегу Кунера. Название речки финно-угорское, означает «Белая речка», видимо, дно речки покрывали белые известняки.

            По легенде деревня возникла более 700 лет назад. Название она получила – Семь изб, т.к. по преданию до переселения из лесной чащобы на место нынешней деревни было семь дворов. При основании деревни в числе первых поселенцев был чуваш по имени Сюндюк. В то время деревня состояла уже из 13 дворов. Затем сюда пришли русские и записали деревню под названием Сюндюково. Чуваш Сюндюк прибыл сюда из д. Кугеево. Он поднялся по деревне Кунер, впадавшей в реку Аниш. Предания сохранили имена первых поселенцев – Шелеми, Мишер, Янатар, Янчура, из женщин – Селехви, Чамак, Матьюк. Названия лесов, родников, улиц, оврагов, полей, дорог и других местностей опоэтизированы и сохранились до сих пор.

            Первоначально деревня располагалась на левом берегу речки Кунер. Это место называется «Старое место» деревни. В те далекие времена улиц не было. В одном месте ставили по 5-6 домов. За домами начинались огороды. Так жители защищались от воров.

            По истории чувашии XVI в. письменных источников сохранилось мало. В Свияжских писцовых книгах 1565-1567гг. встречаются названия чувашских деревень 35 селений, в том числе деревня Сюндюково. Вокруг деревни много топонимических названий имеют дотюрского времени: Виснер, Кунер, Чашловар и др. Слова эти – финно-угорского происхождения (по марийски «ер» - речка). С приходом предков чувашей в эти края финно-угорские племена вынуждены были оставить обитаемую местность и перебраться на левую сторону Волги.

            По рассказам сторожилов основатели деревни, видимо, в родственных узах не состояли, т.к. постепенно они образовали основные роды нашей деревни: Илить, Кермеккей, Шемани, Шефи, Постенка, Тяппи, Палюк. После крещения чувашей в православную веру по названиям родов возникли фамилии: Илить – Илитьевы, Кермеккей – Григорьевы, Шелеми – Шемарины, Шефи – Никифоровы, Постенка – Тарасовы, Тяппи – Лапины, Палюк – Плотниковы.

            Существует предание, что в близи деревни Сюндюково был холм, «Черный бык». Здесь население поклонялось киремети, ибо «Черный бык» наводил страх окружающим селениям. С этой горы (холма) срублен сосновый лес для строительства Бичуринской церкви, строительство которого непосредственно связано с тем, чтобы устранить поклонение язычниками этой киремети путем христианизации крестьян.

            На юго-восточной стороне деревни (1,5 км от деревни) расположено старое кладбище XVIII века. Здесь хоронили умерших из 15 деревень. Площадь кладбища 10 га. Последнее захоронение было в 1963г. На этом старом кладбище (Бичуринское приходское кладбище) находятся могилы купца П. Попова, летчика (старшего лейтенанта), который перегонял самолет на фронт, потерпел аварию и погиб. По рассказам старожилов, в 1850г. на большой дороге проездом умер богатый человек из Казани. Им оказался купец П. Попов, пожертвовавший больший деньги на строительство Воскресенской церкви  в 1844г. Купца похоронили на Бичуринском приходском кладбище и в его память построили кирпичную часовню. Она застолбована на географической карте чувашского края выпуска середины XIX в. Часовня простояла до 40-х г. XX века.

            На западной стороне деревни (1 км в сторону д. Ст.-Акташево) расположено действующее кладбище. Первые захоронения были в 1961 году. Здесь хоронят только умерших только из д. Сюндюково.

            Старожилы рассказывают, что лет 150 назад (это скорее всего было после отмены крепостного права). В деревню приехал землемер Абалдуев. Он разметил улицы и огороды на новом месте.

            По первой Всероссийской переписи 1897г. д. Сюндюково зарегистрировано 121 двор, в них постоянно живущих 644 человек, из них мужчин – 326, женщин – 318.

            В настоящее время в деревне более двухсот дворов, пять улиц. Названия улиц, лесов, родников, оврагов, полей, дорог и других местностей сохранились до сих.

            Уже в наше время (1977г.) овраг, по которому течет река Кунер, перекрыли дамбой. Теперь это самый большой и глубокий пруд в округе. Даже с Волги начали залетать сюда чайки.

1.      Маяти урам. Эта улица расположена на восточной стороне деревни, с этого пошло название улицы. Русское название – Центральная улица. Протяженность улицы – 1 км. На этой улице расположены Дом культуры, библиотека, магазин, фельдшерский пункт, контора ТОО «Сюндюковское», мехпарк, фермы. Центральная улица действительно оправдывает свое название, т.к. все объекты соцкультбыта расположены на этой улице, кроме школы.

2.      Вата сырма (Средний овраг). Улица расположена вдаль оврага и названа в честь этого оврага. По протяженности составляет половина длины Центральной улицы. Русское название – улица Воробьева.

3.      Мишер. Улица названа в честь первого человека, который поселился на ней. По преданиям Мишер был татарином. В конце улицы, на живописном месте, на берегу реки Кунер расположена Сюндюковская общеобразовательная школа, которая открыта 17 января 1890г.  Русское название улицы – Кузнечная. На этой улице была кузница.

4.      Асла урам (Большая улица). Эта улица была длиннее других. Русское название – Революционная, которое она получила после Октябрьской революции 1917 года.

5.      Уйри урам (Полевая улица). Самая отдаленная улица от центра деревни. Есть и другое название улицы Глиняный двор. В тсарину на этой улице было много домов, замазанных глиной. Русское название улицы – Хомская. До 1905 года августа месяца на этом месте были обрабатываемые земли. И эти земли принадлежали человеку по фамилии – Хомский. Он по национальности был русский. А поле, принадлежащее Хомскому называли (Хомское поле). В честь хозяина полей улицу назвали Хомской.

Деревня Сюндюково богата сильными родниками, бьющимися из-под земли и заботливо отделанными местными людьми.

Чашлама – название родника, один из самых сильных родников деревни. Вода из этого родника очень холодная и сладковатая. По сей день водой с этого родника снабжают молочно-товарную ферму, свинарник и половину Центральной улицы и Кузнечную улицу.

Матюк сале – название родника. По легенде женщина по имени Матюк искала быка и нашла родник. Родник назвали по ее имени. В старину, как сейчас, колодцы не рыли, а пользовались только родниками. Тех, кто находил их, ценили и их именами называли родники.

Иетрок сале – название родника. Этот родник нашла женщина по имени Иетрок, она же ухаживала за ним.

Вокруг нашей деревни расположено много оврагов.

Тиле ширлане – Лисий овраг. В том овраге было много лисьих нор.

Таран вар – глубокий овраг. Это действительно один из самых глубоких и длинных оврагов.

Стаппан сырми – Степанов овраг. Овраг начинался от дома, где жил Степан. Раньше в нашей деревне не было прудов. В 1936г. запрудили три оврага.

Униссе певи – рядом с этим прудом жила женщина Улиссе.

Пула кули – в этом пруду водилось много рыб. Расположен на юго-западной стороне деревни, около леса.

Наша деревня расположена в очень живописном месте. Прежде ее окружали густые леса. Правда, сейчас уже многих лесов нет, но память о них осталась в названиях окрестностей.

Аялти раща – нижняя роща. Рассказывают, что в том лесу было очень много ягод, грибов, орехов. Жители деревни заготавливали их впрок на зиму.

Янчура вармане – название леса. Рассказывают, что человек по имени Янчура сбежал от своего хозяина и поселился возле леса. Там и теперь растет лес, но уже посаженный людьми.

Хураншур вармане – березовый лес. По названию можно определить, что там в основном росли березы.

Чашлавар – (Еловый овраг) название леса. Там было много глубоких оврагов, поросших еловым лесом.

 

Сюндюково деревня долгожителей.

 

ГЕННАДИЙ  МИХЕЕВ

"Семья", - 

 

СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, СТОЛЬКО ЛЮДИ И ЗАДАВАЛИСЬ ВОПРОСОМ: КАК ПРОЖИТЬ ДО СТА ЛЕТ И ОСТАВАТЬСЯ В СВЕТЛОМ УМЕ И В ТВЕРДОЙ ПАМЯТИ? ДА ЕЩЕ НЕПЛОХО БЫ СОХРАНЯТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ Н ВКУС К ЖИЗНИ! В ЧУВАШСКОЙ ДЕРЕВНЕ СЮНДЮКОВО ОТВЕТ НА ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЙ ВОПРОС ЗНАЮТ...

В начале об экологии. Ровно на северо-западе от Сюндюкова, километрах в тридцати, находится город Новочебоксарск, печально известный центр химического производ­ства. Деревне «достается» от химиков часто; после очередного едкого дождя здесь желтеет растительность. Даже дубы в лесу стоят мертвые — не вы­держали они химической атаки!.. Тем не менее в Сюндюкове обитает очень много долгожителей. Человек, которому меньше 80, считается здесь молодым. А есть те, кому давненько перевалило за 100...

Прежде чем рассказать о самих долго­жителях, поведаю о любопытном моем наблюдении. Деревня Сюндюково — бед­ная, здесь колхоз — и тот развалился. Тем не менее здесь идут стройки. По чувашскому обычаю «ниме» строят всем миром. Родственники, соседи, знакомые совместно поднимают дом хозяину. А от него требуется только одно: накормить добровольных строителей. В день моего приезда в Сюндюково я увидел сразу несколько строек. Поднимали дома или гаражи. Больше всего меня поразила картина: пожилая женщина лихо заме­шивала в корыте раствор — вручную! Я когда-то пробовал замешивать. Скажу честно: такая работа не всякому мужику по силам...

Первый старожил, с которым я позна­комился, — Терентий Парамонович Дверинин, 1919 года рождения. Участник войны, он про­шел от Москвы до Берлина. Был танкистом водителем, за годы войны «укатал» три танка. Берлин штурмовал на «тридцатьчетверке», на рейхстаге расписался.

Детей у Терентия Парамоновича пятеро. Здесь, в деревне, живет только один сын. Остальные прожива­ют в Чебоксарах и на... Канарах. Есть такой поселок в Чувашии, Канары называется. Там обитают нефтяники, обслуживающие нефтепровод. Несмотря на возраст, ветеран держит скотину. А три года назад, когда хозяйки не стало, Терентий Парамонович вдарился в творчество. Это уже после того, как ему 85 стукнуло! Терентий Парамонович увлекся вышивкой (а вы­шивает он картины крестиком — на тему войны и трудовых колхозных будней), а так же изготовлением... деревянных кукол. Отдельно стоящий во дворе домик Дверинин приспособил под музей. Куклы в основе своей иллюстрируют чувашский народный эпос «Нарспи», написанный классиком Константином Ивановым. Есть в музее раздел «Быт чувашей»: там куклы в на­циональных одеждах иллюстрируют крестьянский труд. Кукол в общей сложности чуть меньше сотни. На во­прос, для чего он это делает, Терентий Парамонович незатейливо отвечает:

— А что-то надо делать. Без работы не могу. Да и свое искусство хочется людям показать. Пусть в мире больше будет красоты!

Терентий Парамонович не курит и не пьет. Обед старожила незатейлив: кусок хлеба, пол-литра моло­ка и чуть-чуть сахара. И все. И еще — ходьба. Пять километров в день туда и столько же обратно пройти надо обязательно. Рецепт долголетия от Терентия Дверинина таков:

- Трудиться надо, работать. И стремиться вперед. Как умирать, если завтра столько надо сделать? И еще: «цивилизованный», городской народ живет по принуждению. Человек как в трубе идет, и нет воз­можности ему остановиться, призадуматься, ибо сзади другие напирают. А мы здесь живем свободно. Что хотим — то и делаем. А не делать что-то у нас не­прилично...

...А еще недавно Терентий Парамонович начал писать стихи. Про войну, про жизнь, про развал сельского хо­зяйства. Привести поэзию не могу, ибо она создана на чувашском языке. Он ведь после войны до самой пенсии механиком на МТС работал, а теперь ни МТС, ни колхоза... А поля березами зарастают...

У Терентия Парамоновича есть младший брат, Апол­лон Парамонович. Аполлон, едва ему исполнилось 80, купил себе компьютер. И Интернет в свою избу про­вел. Дело вот в чем. Затеял Аполлон Парамонович на­писать книгу, альтернативную историю чувашского на­рода. Он ее почти написал. Книга доказывает, что все человечество произошло от чувашей, которые являются выходцами с Тибета. Напечатать книгу в «бумажном» виде дорого, пенсии ветерана труда на такую затею не хватает. А вот опубликовать труд в Интернете... в эпоху информационных технологий это вполне реально. Ком­пьютер Аполлон Парамонович освоил за месяц. Еще пару месяцев ушло на постижение Всемирной Сети. Теперь полдеревни к Аполлону ходит за добрым со­ветом в компьютерном деле! Его уже успели «Биллом Гейтсом» прозвать.

Компьютер — большая подмога Аполлону Парамоно­вичу в плане грамотности. Аполлон всю жизнь строи­телем работал (однажды дачу в Крыму строил генсеку партии Никите Хрущеву), русский язык в тонкостях постичь некогда было. А компьютер сам подсказыва­ет, где ошибки. С чувашским языком у историка из Сюндюкова получше. Но слишком мало пользователей Интернета, которые чувашский разумеют. Впрочем, в Интернете, по мнению Аполлона, многого нельзя най­ти. Например, арабский алфавит как бы засекречен. А нужно позарез: Аполлон предполагает, что арабская письменность возникла на основе древнечувашской. В общем, у народного ученого из Сюндюкова много идей. И главное — есть силы, чтобы их реализовать!

...В доме Анны Михайловны Макси­мовой собрались ее подруги: Елиза­вета Викторовна Никитина, 1916 года рождения, Василиса Владимировна Павлова, 1913 года рождения, и Варва­ра Ивановна Героева, 1908 года рож­дения. Сама Анна Михайловна роди­лась в 1902 году. По-русски женщины почти не говорят, а потому общаться приходится через переводчика, млад­шую дочь Лидию Герасимовну. Дочери, кстати, уже пошел восьмой десяток. Задаю самый глупый вопрос из всех возможных: а видела ли бабушка... Ленина? Бабулька улыбнулась:

- Слышала, знаю. Плохо он по­ступил. По его подаче мою семью раскулачили — это при Сталине было - все зерно вывезли. Отца за то, что он торговый человек был, на четыре года услали на Колыму. За что? Ну да они, комиссары, сами себя нака­зали. Говорят, тех, кто отца аресто­вывал, тоже сослали куда-то...

Анна Михайловна в колхозе тру­дилась разнорабочей. Особо не вы­делялась, но и не отставала от всех. Муж, Герасим Матвеевич Максимов, в 1941-м ушел на фронт. Не вернулся, погиб под Сталинградом. И растила Анна Михайловна пятерых своих детей в одиночку. Она много трудилась. Еще два года назад сама ходила в лес за дровами. Только недавно ноги у пожилой женщины стали слабеть, и она на улицу не выходит. Сейчас в огороде изредка копается и старается это делать ежедневно. К своему возрасту Анна Михайловна относится философски: столько лет Господь дал, и она, как верующий человек, не вправе самостоятельно распоряжаться Божьим даром. Советы от Анны Михайловны:

- Надо питаться натуральным. Я кушаю только то, что вырастила сама, на своем огороде. Мясо ем, но немножко. Бальзам пью наш, деревенский. По-вашему, самогон. Он безвредный, голова от него не болит. Но рюмочку в день, не больше. А главное — нужно быть доброжелательным. И никому не завидовать. У нас, Максимовых, такой род: мы без зависти, без злобы живем. Мой брат, Василий Михайлович, девяносто один год прожил. Никогда ко врачам не обращался! А умер случайно: поскользнулся — и голову разбил... А вам желаю добра, добра и еще раз добра!

По-чувашски «добро» — «эрлах». Я приметил, что в Сюндюкове действительно живут доброжелательные люди. Здесь «эрлах» — подлинное божество, идефикс. В деревне не услышишь мата. Здесь редко встретишь пьяного. Все — и почти всегда — в трудах, в заботах. Пройдешь по деревне днем — на улице тишь, и весь люд в огородах. Самый страшный грех в Сюндюкове — праздность.

...И напоследок — мое личное наблюдение. Деревня Сюндюково находится на небольшой возвышенности, и до уровня грунтовых вод с горки довольно далеко копаться. В деревенских колодцах чистейшая вода. Как видно, отфильтрованная какими-то породами. Здесь пьют чистую и очень мягкую воду. И кстати, из-за воды в Сюндюкове очень мало раковых больных. Вода, конечно, важный фактор. Но не надо забывать о главных жизненных установках!

 

 

Back ] Home ] Up ] Next ]

Hosted by uCoz