ТРОИЦА - Бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца ("Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым"), Сына ("единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век Света от Света. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша") и Духа Святого ("Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки"). Для уяснения взаимоотношений лиц Св.Троицы богословие выработало особые термины: "усия" - субстанция или сущность; то, что является общим между всеми тремя лицами, и "ипостась" - особенные личностные свойства нерождаемости (безначалия), рождения и исхождения, присущие каждому из трех лиц в отдельности (Отец безначален, Сын от Отца рождается, Дух Святой от Отца исходит, т.е. получает природу, как и Сын). Понятие о Св.Троице восходит к некоторым местам Св.Писания, в которых упоминаются различные ипостаси или содержатся свидетельства о триипостасности Бога; в Новом Завете, кроме того, дается первоначальное понятие о Св.Троице в исповедании веры, учрежденном Иисусом Христом ("...во имя Отца, Сына и Святого Духа" - Мф XXVIII, 19), а также излагаются важнейшие особенности ипостасного общения Отца и Сына (Ин 1, 1-5; VIII, 19-58; XVII, 5 и др.). Наконец, в Новом Завете приводятся описания явлений триипостасного Бога во время Крещения и Преображения . Догмат о Св.Троице - первый христианский догмат, сформулированный и установленный церковью вскоре после официального принятия христианства и включенный в определения I и II Вселенских соборов. Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляется в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв.; ему предшествуют символические изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение Гостеприимства Авраама (Явления Аврааму трех ангелов Быт XVIII, 1-16). Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе (в отличие от католической, опирающейся на Августина). Предельного совершенства этот иконографический тип достигает в "Троице" Андрея Рублева, воплотившей в символическом образе трех ангелов всю возможную полноту догматических представлений о триипостасном Боге. В XVI-XVII вв., наряду с рублевским изводом, широкое распространение получают изображения Троицы, непосредственно представляющие все три ипостаси (в обход запрета, который продолжает действовать): Отца в виде старца с восьмиконечным нимбом; Сына в виде отрока, восседающего на лоне Отца (Ин 1, 18) или взрослого мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; и Святого Духа в виде голубя; обычно такого рода изображения располагаются в центре праотеческого ряда иконостаса русского православного храма. |