Культурный и сельский туризм как резерв развития

г. Мариинский Посад и района

О.Севан 

Одним из важных направлений деятельности как государственных, так и коммерческих структур должна стать ориентация города и района на развитие туризма, как отечественного, так и международного. Конечно, деятельность домов отдыха города уже является туристической в определенном смысле, ориентированной на долгий срок пребывания людей. Туризм имеет, как известно, много разновидностей, как по срокам деятельности, так и по ее видам: историко-художественный, религиозный, лечебно-оздоровительный, спортивный, фестивальный и т.д. И многие из них могут быть развиты в Мариинском Посаде. Поддержка такой работы в структуре города необходима, т.к. туризм является экономическим стимулом развития территории при соблюдении организационных и социокультурных качеств жизнедеятельности местных жителей. Поэтому важным становится объединение государственных, частных, общественных структур и населения, формирование их экономического и социокультурного взаимодействия путем организации партнерств с целью развития исторического центра, всего города и соседнего района.

Для многих малых городов, в том числе и Мариинского Посада, как и сельских районов, планирование, в частности, международного туризма пока преждевременно в силу слабой инженерной и социально-экономической инфраструктуры. Но основания к развитию отечественного и местного, в частности, сельского туризма, имеются. Поэтому для более рациональной его организации необходимым становится анализ такой деятельности, который должен носить обобщающий характер, ориентированный на региональные особенности культуры. Наиболее значимыми аспектами такого рассмотрения являются: социокультурные, экономико-правовые, природно-ландшафтные и экологические, архитектурно-градостроительные, а также организационно-управленческие вопросы.

Основания для планирования постепенного развития туризма на рассматриваемой территории города имеются. Хотя в период социально-экономической нестабильности, начиная с 1990г., наблюдается спад туризма по территории России и до кризиса 1998 г. увеличение поездок за рубеж. Но при всех сложностях жизни люди нуждаются в отдыхе и в путешествиях. И малые города, как и сельские территории, выступают основными местами проведения досуга и рекреации. Сегодня наблюдается постоянное увеличение туристических поездок в связи с более-менее устойчивой ситуацией в экономической сфере и появлением свободного времени у разных слоев населения (во всяком случае, в крупных городах страны). Среди приезжающих сегодня туристов больше молодежи, студентов, людей среднего возраста. Тем не менее, туристический оборот, в сравнении с остальными экономическими видами деятельности, показал достаточно высокий уровень стабильности, даже во время экономических кризисов: происходило лишь снижение его темпов и перестройка географии туристских потоков. Это свидетельствует о том, что этот вид жизнедеятельности становится привычной потребностью у большей части населения многих регионов. Туризм, по мнению ряда экспертов, стал третьей по значению статьей мирового экспорта, уступив место вывозу нефти и оружия.

Очевидно, что туризм имеет познавательное, образовательное, рекреационное и др. значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма станет очевидным от той экономической выгоды, которую могут получить район и город Мариинский Посад и его жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов ремесел, промыслов и т.д. Очевидным станет и улучшение качества жизни населения от реставрации или реконструкции жилища, чистоты территорий, улучшения инфраструктуры города в целом. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным будет осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», поднятия имиджа города, гордости от ее известности в стране и мире. В социальной сфере туризм частично решит проблему занятости местных жителей, представляя им рабочие места, приобщая к ценностям других культур, в том числе путем межличностного общения.

Хотя туризм имеет и ряд отрицательных сторон, которые необходимо иметь ввиду при разработке программ развития города. (Растет криминогенность, цены на продукты питания и одежду, ограничиваются сферы приложения труда, развивая, в основном, обслуживающие функции, что в свою очередь тормозит стремление, особенно молодежи, к приобретению других профессий и новых знаний). Лицо города меняется, т.к. меняются его базовые характеристики, носителями которых являются люди. Однако, в ближайшее время, очевидно, что это не грозит такому малому городу как Мариинский Посад, но понимание результатов неправильной организации туризма следует в самом начале его организации.

Кроме всего прочего, во многих российских городах, как впрочем, и в Мариинском Посаде, отсутствуют комплексные программы экономического и социокультурного развития городов, где должное место может принадлежать туризму. Недостаточно прикладывается усилий по созданию имиджа территории на российском и мировом туристическом рынке, сложности в реорганизации системы управления приводят к отставанию развития туризма, а, следовательно, к усугублению экономических проблем городов.

Очевидно, что определенные отчисления из городского бюджета, складывающегося, в том числе и от туризма, должны идти на реставрацию и реконструкцию исторических сооружений, городской среды. И чем больше памятников, культурных и природных ценностей имеется в городе (а они имеются и в, Мариинском Посаде, и в окрестных территориях), чем больше услуг определенного качества может быть предложено туристам, тем на более длительный срок они здесь остаются. Показатель выгоды от таких туристов (за счет пользования гостиницами и питания) во многом превосходит те, которые получают от прибывающих в город лишь на один-два дня. Поэтому одной из проблем, решение которой влияет на экономическое развитие Мариинского Посада, является расширение спектра особенностей и достопримечательностей города: реконструкция и ремонт старых зданий местной стилистики, качественное строительство новых, благоустройство территории, развитие частных пансионов и строительство гостиницы (См. бизнес-план на ее строительство). Кроме того, появление небольших частных кафе и ресторанов с национальными кухнями, расширение индустрии развлечений, включая праздники (См. «Праздник как точка роста»), фестивали, концерты, выставки и т.д. станут стимулом развития города в целом.

Развитие исторического центра города и окружающих территорий взаимосвязано с освоением природных компонентов и формированием ландшафтов. Они складывались веками. Поэтому при разработке зон и схем развития туризма, как и при организации экскурсий и зон отдыха, необходимо иметь в виду особенности его освоения, исходя из природных особенностей историко-культурного региона, этнических и социальных элементов местной культуры. Концепция "мягкого туризма" имеет безусловную поддержку во всем мире. Это осторожное внедрение в природную и культурную среду ограниченными группами туристов, четкая организация таких потоков с учетом жизнедеятельности местного населения, строительство небольших государственных и частных отелей, вписывающихся в природу, использование зелени и природных особенностей в проектировании городских пространств.

При работе на уровне генерального плана города с целью развития туризма выбираются наиболее цельно сохранившиеся исторические места. В Мариинском Посаде -это исторический центр города в рамках охраняемой территории, кварталы жилой застройки, набережная, отдельные памятники архитектуры, Государева гора, культурные ландшафты окраинных территорий города. Именно такие территории и зоны застройки могут явиться наиболее притягательными для туристов, и их следует включить в систему показа и коммерческого освоения.

Здесь можно видеть не только прошлое страны, но и современные образцы народного и профессионального искусства, ремесел, здесь организуются выставки-продажи, музеи и пр. На уровне генерального плана необходима разработка многовариантных буферных зон, обеспечивающих плавное перетекание жилых городских территорий в туристическо-коммерческие. А при организации туристических маршрутов необходимо учитывать силуэтное или панорамное восприятие города и его памятников: с Государевой горы, с многочисленных холмов, с моста и пр.; восприятие системы архитектурных доминант с Волги или вдоль небольших открытых пространств (реки, пруда, поля и пр.), как и в ряду жилой застройки на ул. Набережной или других направлений в историческом центре Мариинского Посада. В этой связи необходимо при работе над планом благоустройства и развития города учитывать такие видовые точки и организовывать специальные зоны и площадки для остановки и временного отдыха

Во многих городах и исторических селах оказывается достаточно интересным и привлекательным посещение музеев под открытым небом или музеев-заповедников, организуемых на открытой территории в их исторической части. Здесь демонстрируются не только статичные, но и динамичные экспозиций: ярмарки, театральные представления, игры и пр. Такого типа территории заповедники могут организовываться определенное партнерство, являясь важным составляющими элементом городской среды, способствуя сохранению и развитию региональных черт культуры, частично решая, между тем, и финансовые проблемы. При организации туризма и при решении, в том числе, в этой связи планировочных и пространственных вопросов городского развития Мариинского Посада, возможна организация в историческом центре- города, например, Туристического партнерства «Мариинский Посад» с приданием ему определенных организационных и управленческих функций.

Организационно-управленческие аспекты развития туризма достаточно важны и требуют специальных дополнительных разработок. Многие предлагаемые ниже мероприятия могут иметь стратегическую направленность и ориентироваться на будущее, поскольку сегодня реально возможна организация лишь небольших туристических групп, с ориентацией на разовые, событийные формы развития туризма (в том числе во время организации праздников, фестивалей, спортивных мероприятий и пр.).

В такую деятельность, ориентированную на перспективу, должно входить формирование соответствующего муниципального управления в исторической части города, которое бы координировало работу будущих местных туристических и гостиничных предприятий, и анализировала бы оценку туристических ресурсов и рынка, выбирала и формировала тур запросы, вела рекламную работу и пр. Необходима организация коммерческих бюро с целью лицензирования частных лиц, заинтересованных в приеме приезжего населения и т.д. Все это станет достаточно актуальным для Мариинского Посада, который владеет культурным потенциалом и туристическим продуктом, но до сих пор не используемым.

Однако для развития туризма требуется проведение определенной инвестиционной политики, в т.ч. и западных партнеров. В этом случае необходимо соблюдение гарантий со стороны страны, где развивается туризм, что во время экономического и социального кризиса трудно достижимо. Поэтому сегодня необходим поиск внутренних резервов с целью модернизации и ремонта, в первую очередь, инфраструктуры, исторических зданий, памятников, путем создания возможных совместных предприятий, выпуска акций, займов, привлечения инвесторов и пр. Необходима разработка законодательных норм по туризму, формирования системы управления, в том числе путем создания специального Туристического партнерства «Мариинский Посад» в сфере развития туризма, в том числе в рамках исторического города с целью развития городской среды. (Сегодня уже существует Тур. фирма «Государева Гора»)

Развитие туризма на региональном и российском уровне должно соотноситься с развитием сельского туризма. (См. «Хартия Сельского туризма» - ЕКОВАСТ). Природные и рекреационные ресурсы Мариинско-Посадского района и города позволяют рассчитывать на возможность сдачи летом помещений для дачников, сборщиков ягод и грибов, рыбаков, охотников, людей, просто желающих отдохнуть на природе в течение нескольких дней. Именно на этих территориях, близ Волги и вдоль уютных и живописных небольших речек, возможно развитие таких видов туризма, как спортивный, экологический, детский и молодежный, этнографический, лечебно-оздоровительный в летнее и зимнее время. Сельский туризм может быть ориентирован на удовлетворение потребностей людей со «средними» и «ниже среднего» финансовыми возможностями

Это обеспечит дополнительную занятость, как для жителей малого города, так и сельских жителей (сдача жилья в наем, обслуживание гостей, производство и продажа продуктов питания, изделий народных ремесел и т.д.). В перспективе возможно использование для целей сельского туризма поселений, как восстановленных на месте утраченных, так и вновь построенных.

Сельский туризм может дать новый импульс развития района. В такой организации снова стоит вопрос о создании специального типа будущего партнерства по развитию сельского туризма, в которое могут войти, например, такие потенциальные партнеры как: Комитет сельского самоуправления, правление колхоза (очевидно необходим наиболее заинтересованный и деятельный лидер в такой структуре из сельского округа или района, или города), возможно Центра ремесел, музей, а также местные жители, которые уже готовы к деятельности по приему туристов.

Для организации такой деятельности в районе необходимо создание муниципального туристического партнерства - агентства как фирмы-оператора туристических маршрутов по городу и окрестностям. Продажа готовых туров иным турагенствам может стать одной из статей дохода такого предприятия и партнерства в целом. Кроме того, необходимы:

  • помощь в подготовке кадров в сфере развития культурного и сельского туризма;

  • участие представителей ГСП, музея, библиотеки и будущего туристического партнерства в различных семинарах, совещаниях, выставках, изучение опыта организации туризма в малых городах и на малонаселенных территориях;

  • приобретение     компьютеров     и     программного     обеспечения,     а     также консультационная   помощь   для   создания   электронной   базы   данных   по туристическим ресурсам региона;

  • помощь по созданию муниципального туристического партнерства - агентства и маркетингу;

  • реклама   и   пропаганда  туристического   потенциала   Мариинского   Посада   и окрестностей    за    пределами    района    и    республики    Чувашии,    создание туристического сайта в Интернете;

  • просветительская работа среди местных жителей для разъяснения возможностей и перспектив участия в приеме и обслуживании туристов, обучение желающих основам такой деятельности, создание системы их лицензирования;

  • участие предполагаемого партнерства в формировании   развития точки роста «Исторический центр города Мариинский Посад» с целью объединения усилий всех заинтересованных сторон в развитии города и его окрестностей.

Впоследствии, по мере приобретения опыта, Туристское партнерство «Мариинский Посад» (а сегодня существующая фирма «Государева Гора») сумеет установить собственные деловые связи с различными компаниями и тур фирмами, включая зарубежные, организуя сеть.

Up ]

Hosted by uCoz