История Христианства в Чувашии

Христианство в Чувашской земле известно с давних времен и имеет глубокие корни.

Географическое положение Волжской Булгарии, занимающей среднюю часть великого Волжского пути, обусловило ее важную роль в транзитно-посреднической торговле.

Древнее государство - Волжская Булгария находилось на пересечении крупных водных путей и сухопутного караванного пути из Средней Азии в Европу. Сюда съезжались хазарские, русские, среднеазиатские, армянские и византийские купцы.

Именно купцы-христиане познакомили местное население с христианской верой. Купцы из Булгарии, также вносили свой вклад в евангелизацию коренного населения и происходили случаи обращения в Христианство.

Первым христианином, имя которого сохранила до нашего времени история, был святой мученик Авраамий Болгарский. Кто его обратил в Христианство, когда и где он принял святое крещение остается неизвестным и до сих пор. Может быть частые поездки в различные земли по торговым делам способствовали его знакомству с истинной верой.

Став христианином, святой Авраамий при каждом удобном случае проповедовал Святое Евангелие своим единоплеменникам, но почва в сердцах людей этой страны была еще не готова к принятию семени Евангельского слова.

Ласковыми уговорами, а затем и угрозами булгары уговаривали Авраамия оставить новую веру. Но видя непреклонность Христова исповедника они предали его различным мучениям, а затем мечем усекли ему голову. Мученическая кончина святого Авраамия Болгарского последовала 1 апреля 1229 года.

Русские купцы взяли тело святого мученика и с подобающими почестями похоронили на христианском кладбище в столице государства - городе Великом Булгаре

Над гробом святого Авраамия стали происходить многие чудеса, и русский князь Георгий Всеволодович испросил у булгар мощи святого мученика.

В 1230 году мощи святого мученика Авраамия перенесли во Владимир, где они находятся и сегодня в женском Княгининском монастыре.

Так мученическая кровь положила начало христианству на земле Чувашии.

Святой мученик Авраамий не был единственным исповедником православной веры. Через сто лет на этой же земле была пролита кровь другого мученика Феодора Иерусалимлянина - богатого купца и искусного философа. Волжские булгары, не вынеся поражения от святого в споре о вере, замучили Феодора 21 апреля 1323 года.

В наше время археологические раскопки на территории Чувашии выявили немало памятников христианской культуры. Среди них встречаются шиферные и медные кресты XI-XII веков, несколько каменных и медных образов (самый известный под названием «Греческая Божия Матерь» был найден в городе Великом Булгаре), надгробные плиты с эпитафиями христианского содержания.

Все это многообразие археологических находок является еще одним доказательством того, что христианство было распространено среди булгар.

Нашествие Батыя надолго приостановило просвещение волжских булгар светом Христовой веры - территория Волжской Булгарии практически полностью вошла в состав Золотой Орды.

Однако, немногочисленные случаи проникновения христианства в Среднее Поволжье встречались даже во время правления золото -ордынских ханов.

Так, в 1279 году хан Менгу-Темир вызвал к себе несколько русских князей для усмирения яссов и булгар, отказавшихся платить дань хану.

Среди русских князей был Феодор Ростиславович, по прозвищу Черный, который просил хана утвердить его на княжение в Ярославле.

В Золотой Орде жена хана предложила выдать дочь за русского князя. Менгу-Темир с большой неохотой уступил просьбам ханши и послал посольство в Константинополь к патриарху за разрешением на брак.

После крещения ханская дочь вышла замуж за Феодора Ростиславовича и в течение всей своей последующей жизни отличалась благочестием и добродетельностью.

Хан Менгу-Темир полюбил русского князя как сына и устроил для него особый дворец в своей столице. Для его содержания он дал своему зятю и дочери тридцать шесть городов, среди которых были Великий Булгар, Арск, Казань и многие другие.

Князь Феодор Ростиславович испросил позволения хана выстроить в Орде несколько церквей, и в течение всей своей жизни покровительствовал распространению христианской веры и духовенству.

Вторая половина XVI века открыла новый период в истории распространения христиан­ства в Среднем Поволжье. Дело просвещения местного населения продолжил святитель Гурий, первый архиепископ Казанский. Святитель проповедовал среди коренных жителей края, своими наставлениями укреплял новокрещённых в вере и постоянно объезжал свою епархию.

Введенский собор в Чебоксарах является самым первым православным храмом в Чувашии. Место для его строительства выбрано на территории Чебоксарского кремля и освящено в 1555 году по указанию царя Ивана Грозного Преосвященным Гурием, впоследствии причисленным к лику святых. Возведённый в том же году деревянный собор был единственным культовым сооружением кремля. После мученической смерти патриарха Ермогена проповедь христианства среди чувашей практически прекратилась, несмотря на то, что Правительство принимало определённые меры для обращения язычников. К сожалению, все это носило внешний характер и язычники принимали православие ради льгот и других материальных выгод. Крещенные чуваши не имели ясного представления об истинах той веры, которую они приняли во Святом Крещении.

Расцвет православной миссии в Среднем Поволжье приходится на вторую половину XIX века и связан с именем и деятельностью «великого просветителя инородцев» профессора Казанского Университета Н.И. Ильминского и его ученика И.Я. Яковлева.

Н.И. Ильминский перевел Святое Евангелие и богослужение на национальные языки, что позволяло местному населению более осознано знакомиться с православной верой. Этому способствовало и открытие школ для инородцев, где преподавание осуществлялось на их родном языке.

Дело профессора Ильминского продолжил его ученик И.Я. Яковлев, который перевёл Святое Евангелие и богослужебные книги на чувашский язык.

И.Я. Яковлев - выдающийся чувашский ученый и педагог, насколько это было возможно старался распространить христианство среди местного населения.

Для более успешной проповеди православной веры он создал новый чувашский алфавит, поскольку прекрасно понимал, что на родном языке вероучение Православной Церкви будет усваиваться более глубоко и осознано среди коренного населения.

Вместе со своими учениками И.Я. Яковлев издавал учебные пособия для чувашских школ, устраивал приходы в различных уголках чувашской земли.

Именно ему принадлежит заслуга перевода Нового Завета на чувашский язык.

Многие его последователи стали позднее видными педагогами и священнослужителями.

Благодаря деятельности Н.И. Ильминского, И.Я. Яковлева, чуваши получили собственную письменность, национальную школу и, самое главное, - Слово Божие на родном языке.

Активная просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Чувашии способствовала тому, что в XIX веке практически не было случаев обращения местного населения в ислам или язычество.

Революционные преобразования XX века отразились не только в центральной России, но коренным образом изменили жизнь маленькой Чувашии.

Начавшаяся Гражданская война разделила людей на два враждующих лагеря, революционное брожение не обошло стороной и чувашское духовенство - появились призывы к революционным преобразованиям в Церкви и к всестороннему обновлению жизни.

В обновленческое движение, потрясшее Русскую Православную Церковь, оказались вовлеченными и приходы Чувашии, которые требовали предоставления полной самостоятельности - автокефалии.

Только в 1944-1945 годах, немногочисленные священнослужители Чувашии воссоединились с Русской Православной Церковью. Стараниями Святейшего патриарха Алексия I (Симанского) (1945-1970 гг.) обновленческий раскол был окончательно уврачеван, и началось восстановление церковной жизни Чувашии.

Указом Святейшего патриарха Алексия I (Симанского) и священного Синода Русской Православной Церкви в 1946 году на территории Чувашии была утверждена самостоятельная епархия.

Первым епископом Чебоксарским и Чувашским был назначен Преосвященный Иларий (в миру Петр Григорьевич Ильин), переведенный с Ульяновской кафедры.

Несмотря на преклонные года и телесные немощи, епископ Иларий (1946-1951 гг.) отдавал все свои силы делу управления епархией и восстановлению церковной жизни. За свои труды священноначалием Русской Православной Церкви он был возведен в сан архиепископа.

С 1951 по 1953 годы Чебоксарскую кафедру возглавлял епископ Иов (в миру Владимир Андрианович Кресович), впоследствии переведенный на древнюю Казанскую кафедру.

С 1953 по 1955 годы епархия вынужденно оставалась без правящего архиерея.

21 декабря 1955 года, указом Святейшего Патриарха, временно управляющим Чебоксарской епархией был назначен архиепископ Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский). Он составил «Мертвенное последование над скончавшимся архиереем», а также «Каталог русских архиереев (1897-1957)». Замечательный литургист и библиограф впоследствии занимал кафедру в городе Куйбышеве.

В течение 12 лет на кафедре архиепископа Чебоксарского и Чувашского находился Высокопреосвященнейший Николай (в миру Феодосьев Николай Андреевич). Владыка Николай происходил из семьи потомственных священнослужителей, восходившей своими корнями к греку-пресвитеру Иосии Феодосису.

В 1972 году после смерти Высокопреосвященнейшего Николая Святейший Патриарх Пимен поручил временно управлять Чебоксарской паствой епископу Куйбышевскому Иоанну (в миру Снычев Иван Матвеевич), который впоследствии стал митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Преосвященнейший Иоанн управлял епархией около года.

В 1973 году на кафедру архиепископа Чебоксарского и Чувашского из Иркутска был переведен архиепископ Вениамин (в миру Новицкий Сергей Васильевич), выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, много пострадавший за веру Христову. Архипастырем в Чувашии он пробыл всего три года, однако его отшествие ко Господу 14 октября 1976 года вызвало всеобщую скорбь и чувство невосполнимой потери среди его паствы.

Утешение скорбящей пастве было даровано Господом в лице нового архипастыря Чебоксарского и Чувашского Варнавы, само имя которого в переводе с еврейского означает «сын утешения».

Высокопреосвященнейший Варнава (в миру Владимир Владимирович Кедров), ныне митрополит Чебоксарский и Чувашский, родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанской области, в семье потомственных священнослужителей.

После получения среднего образования юноша Владимир Кедров прислуживал в храме святой Троицы в селе Бахмачеево Рязанской епархии, а с 1953 по 1955 годы иподиаконствовал у рязанского архиепископа Николая (Чуфаровского).

В 1955 году принял решение, которое коренным образом изменило его жизнь - поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Через полгода состоялся его постриг в мантию с именем Варнава, в честь святого апостола Варнавы.

В 1956 году Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) рукоположил монаха Варнаву в сан диакона.

С 1956 по 1970 годы священноинок Варнава нёс послушание ризничного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В 1957 году иеродиакон Варнава был посвящен в сан иеромонаха, а в I960 году - в игумена.

С 1970 по 1974 годы архимандрит Варнава нес послушание ризничного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1971 году он принял участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на котором был избран Святейший Патриарх Пимен.

Новым ответственным послушанием, которое Русская Православная Церковь возложила на архимандрита Варнаву, стало архипастырство в Чувашии.

Хиротония во епископа Чебоксарского и Чувашского, возглавлял которую Святейший Патриарх Пимен, состоялась 30 ноября 1976 года в Трапезном храме Свято-Троицкой Сериевой Лавры

В 2001 году архиепископ Варнава за свои неустанные труды на благо Русской Православной Церкви и Чувашии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси был возведен в сан митрополита.

Вот уже 25 лет Чебоксарско - Чувашскую епархию возглавляет Высокопреосвященнеший Владыка Варнава. В 1976 году, когда епископ Варнава прибыл в город Чебоксары, в Республике насчитывалось 35 приходов. Сейчас же в Чувашии 190 приходов, 6 монастырей ( 4 женских и 2 мужских ). При многих храмах открыты воскресные школы.

Несмотря на то, что в Чебосарско - Чувашской Митрополии 220 священнослужителей, священников все еще не хватает. Эту проблему должно решить Чебоксарское Духовное училище. За 6 лет своего существования Духовное Училище выпустило несколько десятков священников и дьяконов.

Огромным событием для Чувашии стал визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 23-26 июня 1996 года. Это был первый визит Предстоятеля Русской Пра­вославной Церкви в Чувашию.

Святейший Патриарх посетил храмы и монастыри города Чебоксары, освятил Князь -Владимирский Собор в городе Новочебоксарске. Заложил камни в основание двух новых храмов: в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (который в настоящее время освящен) и Новомучеников и исповедников Российских. Встречался с общественностью и молодежью Чувашской Республики. Особенную благодарность Святейший Патриарх Алексий II выразил Президенту Чувашии Н.В. Федорову за его помощь в возрождении духовных начал жизни Республики, в возрождении поруганных святынь.

Маленькая Чувашия много пережила за свою богатую историю. Но всегда, даже в самые трудные годы, чувашский народ хранил Православную веру.

XXI век открыл новую страничку в истории Православия в Чувашии, Но за все время существования христианства в Среднем Поволжье оно не поглощало и не вытесняло национальное народное самосознание, не уничтожало его культурного и исторического своеобразия, а преображало и воцерковляло его.

Православная вера стала твердой опорой и безошибочным духовным ориентиром в решении сложных проблем, которые в изобилии ставила перед Чувашией жизнь.

 

Архипастыри Чебоксарской епархии

Архиепископ Иларий
1946-1951 гг.
скончался в Чебоксарах

Епископ Иов
1951-1953 гг.
впоследствии архиепископ Казанский

Архиепископ Мануил
1956-1960 гг.
впоследствии митрополит Куйбышевский

Архиепископ Николай
1960-1972 гг.
скончался в Чебоксарах

Епископ Иоанн
1972-1973 гг.
впоследствии митрополит
Санкт-Петербургский

Архиепископ Вениамин
1973-1976 гг.
скончался в Чебоксарах

Митрополит Варнава
с 1976 года на кафедре

Back ] Home ] Up ] Next ]

Hosted by uCoz